Pages

4 Dec 2014

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ. КВАСЦЫ.

Когда 10 лет назад, я попала в Африку - глухомань и почти первобытный строй и начала заниматься лоскутным шитьём, местные жители, которые работали в нашей "белой резервации" показали мне растения, которыми они красили ткани, но внятно объяснить как это делать никто не смог. И я полезла в интернет набраться информации о натуральных красителях и...., когда я увидела этот термин "квасцы", я вздрогнула и решила не соваться глубоко в эту тему, мы же как любим - чтобы было просто, как топор. И я красила местными растениями обычным кипячением плодов, а потом варкой ткани в этом растворе. Получалось красиво, но не стойко, краска смывалась, легко выгорала и я забросила это дело.
Но "заноза" в голове засела и не отпускала! Как же так, подумала я, ведь до середины 19 века всё красилось только натуральными красителями, химические красители были открыты только в 1856 году, а пойдите в музеи - старые ткани держат краску, пусть и поблекшую за века! Что помогает держать краску - КВАСЦЫ!
Вот, к примеру, два моих ковра:
Это химические красители:


А это моя блажь - натуральные красители - ковер был заказан в Индии, так называемый "vegetable dye rug" - ковёр окрашенный натуральными красителями, и он - мой любимый:

*****************************************

Вот мы и добрались до основной части. Квасцы - соли различных металлов, иногда их называют окислителями, на английском - MORDANT, пришло из французского языка "mordre" - что означает - "бить", также с английского переводится, как протрава, морилка, едкий, разъедающий, вызывающий коррозию и.............ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ КРАСКУ!
Я буду использовать русское название - КВАСЦЫ.
Возник вопрос, а что же использовали наши  предки, когда не было этих химических порошков, может быть они не использовали квасцы? Еще как использовали! Упаривали человеческую мочу или мочу домашних животных, знали растения, которые содержат большое количество танинов, дубящих, вяжущих веществ.

Из Википедии:

"Танины содержатся в коре, древесине, листьях, плодах (иногда семенах, корнях, клубнях) многих растений — дуба,каштанаакацииелилиственницытсуги канадскойэвкалиптачаякакаогранатового деревачерёмухихурмыхинного деревасумахаквебрахо и других. Танины придают листьям и плодам терпкий вяжущий вкус. Танины подавляют рост патогенных для многих растений микроорганизмов, защищают растения от поедания животными (жвачным животным вкус танинов, вероятно, неприятен, поэтому корм поедается неохотно, но не ядовит)."

Суть в том, достаточно ли богаты танинами те или иные растения? Иногда нет необходимости использовать квасцы отдельно, при окраске выше названными растениями, дополнительного добавления квасцов не обязательно. Вот и ответ на вопрос!

Забудем про квасцы и начнём красить ткань раствором натурального красителя (варить или долго-долго (неделю) держать в растворе - так сказать обычное окрашивание? Что будет происходить? Конечно, ткань окрасится, но краситель не будет прочно держаться - пара-тройка стирок и .....   "Здравствуй, огорчение!" При обычном окрашивании произойдёт ДИФФУЗИЯ краски (молекулы краски  распространяться между молекулами ткани или пряжи) и их войдёт в ткань ровно столько, чтобы получилось равная концентрация краски - как в растворе красителя, так и в волокнах ткани (пряжи). И это всё чего мы достигнем. То есть, что легко вошло - так же легко и выйдет, правда?

Что же делают квасцы с растительными и животными волокнами? Они помогают создавать прочные соединения между волокнами ткани и красителем, на молекулярном уровне. Квасцы способствуют окрашиванию и закрепляют краску. Вот и вся наука! Думаю всем понятно?

А теперь, когда мы поняли про квасцы и уже их не боимся, мы с ними познакомимся:
Про натуральные уже сказано выше: 

  • Кожура гранатов  - высушили, перемололи в кофемолке (старой мясорубке) - нам нужен порошок!

  • Дубовые галлы - не кладите сразу в кофемолку, они экстра-прочные, разбейте молотком на кусочки и только потом молоть!


ХИМИЧЕСКИЕ  КВАСЦЫ 
  • Сульфат алюминия - спрашивайте в аптеках как квасец алюминия - используется как присыпка от потливости . Очень распространенный квасец.
  • Есть еще сульфаты железа, меди, калия - это тоже квасцы - можно найти в магазинах химических реактивов.
  • На худой конец - медный купорос - он немного окрашивает ткань, но свою работу как квасец выполняет. Почему бы не поэкспериментировать и поделиться результатом? 
Каждый квасец работает по особенному, к примеру:

Алюминиевые квасцы усиливают яркость краски.
Квасцы железа - притушевывают (затемняют) цвет
Квасцы калия могут кардинально изменять цвет: красный на синий, жёлтый на зелёный.

Так что, добро пожаловать в сказку-покраску, начиная которую, на первых порах, Вы никогда не будете знать какой же в ней "конец"))))))



34 comments:

  1. Класс!Таня,я правильно поняла,что из натуральных закрепителей это кожура гранатов и галлы?..теперь слушай прикол..:)Кажется я нашла ещё один ооочень пигментный краситель и думаю,будет красивый цвет тоже.Дочки моего мужа-полукореянки,они просто обожают всю эту азиатскую еду,а Кимчи у них постоянно!И меня подсадили на эту остроту:)второй раз уже делаю самостоятельно.Так вот главные ингридиенты-пекинская капуста и красный острый перец,кстати очень вкусно...можешь найти в инете полный рецепт и видео.Растет этот перец только в Корее,т.е.его привозят сюда,в Америку и продают через азиатские магазины.Так вот этот перец они(и я)в конце добавляют в резиновых перчатках!потому как руки(..да и перчатки тоже..)или если попадет на стол моментально окрашиваются в красивый красно-оранжевый цвет! Вот думала,оторвать от живота чайную ложечку на эксперименты,а потом да,тормознулась,что всетаки както надо закреплять...ну ты продолжишь,да?как чего,сколько,т.д..?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Алла, я с Сахалина, где после ухода японцев, осталось очень много корейцев, я выросла рядом с корейской едой и сама делаю кимчи. Думаю, что и перцем можно красить, надо всё пробовать. Пост про окраску будет очень скоро, конечно будут рецепты, а как же)))))

      Delete
  2. Уже страшновато, химию боюсь со школы, но интересно, спасибо, Таня!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Именно такая первая реакция была у меня - наверное трудно и страшно. В действительности - просто и интересно))))) Мы осилим.

      Delete
  3. Таня, спасибо большое! А я с квасцами ни разу не красила, по той простой причине, что не смогла их купить нигде. А с железным купоросом эффект был потрясающий, краска впитывалась прям на глазах, пока опускала ткань в бак. Только с купоросами надо в маске работать))))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Света, конечно надо маску, когда используешь химические реактивы. Поэтому хочется использовать природные танины. Хотя у меня есть алюминиевый квасец и вчера на Амазоне заказала железо и медь. Раз начала эту тему, хочется показать разные результаты.

      Delete
    2. Таня, я тебя обнимаю!!! Конечно же надо заказать!!!!

      Delete
    3. Света, а где у нас продаётс медный купорос? В садовых магазинах или хозяйственных смотреть. На севере спциализированных садовых магазинв нет .

      Delete
    4. Таня, может специализированные интернет-магазины?

      Delete
  4. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я бы посоветовал такие краски для ткани: https://eumarket.com.ua/g16003023-kraski-dlya-odezhdy..

      Delete
  5. Таня, много нужно ? В аптеке продаётся кора дуба, сколько коробочек прикупить. Напервое время, что бы определиться с объёмом.

    ReplyDelete
  6. Забегаю вперед паровоза))) Но на вопрос надо ответить. Расчет идёт от веса ткани (пряжи), которую будешь красить. Рассчитывай - на 8-10% от веса ткани. Химических квасцов добавляют меньше, но об этом потом.

    ReplyDelete
  7. я вообще хотела молчать, т.к. крашение - не мое. Но, Таня, как же ж фундаментально и здорово написано! сразу видно профи. Так держать! буду читать дальше с интересом

    ReplyDelete
    Replies
    1. Танюш, присоединяюсь к Лерусику! Супер информация! Красить пока нет потребности. Но чем черт не шутит! Жду продолжения!

      Delete
    2. Лера, кто знает, что еще нам может пригодится в жизни? Спасибо за комментарий и интерес!

      Delete
  8. Как приятно читать ваши статьи! Вот что значит профессионал в своем деле. Сама окрашиваю лен для вышивки отварами разных растений, поэтому для меня это мега ценная информация, спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Будем делиться рецептами, нам такие девочки очень нужны для общения!!!

      Delete
  9. Таня, читаю запоем. Оочень все это нравится! Все, что я раньше "красила" - это "игра в песочнице", по сравнению с твоим научным подходом! Спасибо большое за щедрый нам всем подарок!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, да, большая разница между окраской химическими и натуральными красителями. Тут спешить нельзя.

      Delete
  10. Таня , тоже читала запоем , согласна с Еленой, наше крашение было играми, а вот теперь поучимся! С нетерпением буду ждать продолжения.

    ReplyDelete
  11. А мы в детстве при простуде горло полоскали, мама называла это "галун" (вроде как народное название), а я вспомнила, что этот белый порошок называли "квасцы" . Наверное, это был сульфат алюминия? Таня, очень интересно! Для меня это-теория (пока ничего не красила), но..."никогда не говори "никогда":-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я про горло, честное слово, не знаю. Но то, что квасцы продавались в аптеках - точно. А сейчас, наверное, в школах в хим-кабинетах они точно есть.

      Delete
  12. Очень интересно и понятно написано! Жду продолжения!

    ReplyDelete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...